ВЕНЧАНИЕ

 

Таинство Венчания

В Самой первой книге Священного Писания, которая называется книгой Бытия, говорится о создании человека и первом браке между людьми:
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27).
В этих нескольких словах заключен очень большой смысл. По толкованию Отцов Церкви «человек», о котором говорится в первой части приведенной фразы, не имел пола - это был единый целостный человек. Затем уже он был разделен на мужчину и женщину. Поэтому во второй половине фразы говорится о двух людях: мужчине и женщине.
Таким образом, по словам Св. Иоанна Златоуста, один человек (мужчина или женщина) оказывается лишь половиной человека. Он должен найти свою вторую половину и соединиться с ней, чтобы стать целостным и полноценным человеком.

Подробнее об этом говорится в другом месте той же книги Бытия:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2,21-24).
Человек должен оставить своих родителей и прилепиться к жене, чтобы быть с ней одной плотью. Под словом «плоть» понимается не только тело, но все человеческое естество: ум, сердце, воля, чувства. Два человека должны так соединиться, чтобы их души, сердца, мысли, устремления стали одним целым. Это может совершить только любовь. Брачная любовь есть великое благословение Божие. Через нее человек прикасается вечности. Она есть не просто какие-нибудь эмоции, но состояние всего человеческого естества, видение в другом - возлюбленном - человеке того, чего не видят остальные люди.

ПОЛУЧАЯ величайший дар любви к другому человеку, люди чаще всего не осознают, Кто является Подателем этого дара. Они считают, что их любовь существует сама по себе. Между тем на земле ничто доброе не существует само по себе, но имеет Первопричину и Источник - Бога. Это подобно тому, как ни одна планета, светясь, не является источником света, но лишь отражает его от солнца. Святой апостол Иаков пишет по этому поводу:
Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1,16-17).
И брачная любовь между двумя людьми тоже не существует сама по себе, но имеет свой источник - Бога, Который есть Любовь и Первопричина всякой любви. Поэтому как полюбить, так и сохранить свою любовь без Бога невозможно. Когда любящие удаляются от Бога - от этого Первоисточника любви, рай их взаимной любви превращается в ад их взаимной ненависти. Те, которые еще недавно не видели смысла своего существования вне своего возлюбленного, начинают ненавидеть друг друга больше всего в мире.
Таким образом, всякая любовь вне Бога обречена на высыхание. Вне Бога «мой другой» превращается из «моего рая» в «мой ад». ПОЭТОМУ любящие и приходят в Церковь, чтобы через Таинство Венчания получить благословение для своей любви.

Очень поучительным является отрывок из послания Святого Апостола Павла к Ефесянам, который читается во время Венчания:
Братья, (пребывайте) благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

ОДНАКО, один раз прийти в Церковь, чтобы получить благословение брака, недостаточно. Чтобы сохранить любовь, обоим супругам необходимо вести духовную жизнь. Современный православный богослов - о. А. Ельчанинов - заметил как-то, что любовь требует для себя духовной жизни и возрастает по мере преуспевания супругов в духовности.

ЗА СВОЮ любовь нужно бороться. И эта борьба заключается прежде всего в преодолении эгоизма в самом себе, в том, чтобы научиться жертвовать самим собой в пользу любимого, перестать существовать для самого себя. Нужно научиться не предъявлять друг другу своих прав и вообще не чувствовать себя в праве ни на что и прежде всего на своего возлюбленного. Если люди не достигнут этого, они потеряют свою любовь.

БОРОТЬСЯ со своим эгоизмом учит Церковь. Она за две тысячи лет своего существования разработала сложную науку о том, как побеждать свой эгоизм и учиться любить подлинной, жертвенной любовью. Поэтому всем, кто хочет сохранить свою любовь в браке, следует приходить и учиться этому в Церкви.

ОДНИМ из главных средств, которое Церковь предлагает к сохранению и умножению любви, опять-таки является Таинство Евхаристии.
Через нее причащающийся воссоединяется с Богом - Источником любви, - и получает благодатную силу на приобретение жертвенности и избавление от эгоизма.

ТАКИМ ОБРАЗОМ те, которые хотят построить крепкую семью, иметь семейное счастье и сохранить свою любовь, должны прийти в Церковь за благословением своей совместной жизни в Таинстве Венчания, но и после этого не оставлять Церкви, чтобы через Таинство Евхаристии и другие церковные таинства освящаться, соединяться с Богом и в конце концов наследовать Жизнь Вечную.

2. Дни, когда венчание не совершается

Таинство брака (венчание) не совершается по вторникам и четвергам (накануне среды и пятницы), ибо предстоящая ночь - постная. По этой же причине не совершается венчание в субботу, ибо эта ночь на воскресенье посвящена Богу.

Таинство брака не совершается в Великопостный период, начиная с мясопустной субботы, в течение сырной седмицы, самого Великого поста и последующей светлой Пасхальной седмицы.

Также венчание не совершается в Петровом посту, в Успенском посту (с 14 августа по 27 августа), в Рождественском посту и на Святках (с 27 ноября по 18 января).

Кроме этого, браковенчание не совершается накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников и в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

3. Церковный развод

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. К поводам для расторжения брачного союза относятся:

  • прелюбодеяние
  • вступление одной из сторон в новый брак
  • отпадение одного из супругов от Православия
  • противоестественные пороки
  • неспособность к брачному сожитию
  • заболевание проказой или сифилисом
  • длительное безвестное отсутствие
  • осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния
  • посягательство на жизнь и здоровье супруги или детей
  • снохачество, сводничество
  • извлечение выгод из непотребств супруга
  • неизлечимую тяжкую душевную болезнь
  • злонамеренное оставление одного супруга другим
  • заболевание СПИДом
  • медицински засвидетельствованный хронический алкаголизм и наркомания
  • совершение женой аборта, при несогласии мужа

Прошение о расторжении брака пишется на имя Правящего Архиерея. Ибо только Архиерею принадлежит власть расторгнуть церковный брак.


Назад к списку